Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
В школе реализуются следующие федеральные государственные образовательные стандарты:
1-4 классы - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
5-9 классы - федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
10-11 классы - федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО)
С 1 сентября 2016 года реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 (перейти)
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 (перейти)
- Документы ФГОС ОО (перейти)
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (перейти)
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) (перейти)
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) (перейти)
- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 (перейти)
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) (перейти)
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- к результатам освоения основных образовательных программ.
Стандарт является основой для:
- разработки примерных основных образовательных программ;
- разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
- организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
- разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
- осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
- проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
- построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
- организации деятельности работы методических служб;
- аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Информация о ФГОС СОО
Уважаемые родители и обучающиеся!
С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10-х классов перейдут на обучение по обновлённому федеральному государственному стандарту среднего общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
Что такое Федеральный государственный стандарт среднего общего образования?
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования. С официальным приказом о введении в действие ФГОС СОО можно познакомиться на сайте Минобрнауки России.
Какие требования выдвигает новый ФГОС СОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- к результатам освоения основной образовательной программы;
- к структуре основной образовательной программы;
- к условиям реализации основной образовательной программы
Чем отличается новый стандарт от предыдущего?
- Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.
- Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
- Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий-это отличие в структуре.
ФГОС ориентирует образование на достижение качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства. Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы - предоставить обучающимся качественное образование.
Что такое ФОП (или ФООП) |
ФОП (или ФООП) – федеральные образовательные программы. Такие программы разработали для каждого уровня образования: начального общего, основного общего и среднего общего |
Какая цель у внедрения ФОП |
Создание единого образовательного пространства во всей стране |
Что входит в ФОП |
Учебно-методическая документация: федеральные учебные планы; федеральный план внеурочной деятельности; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы; федеральная рабочая программа воспитания; федеральные рабочие программы учебных предметов; программа формирования УУД; программа коррекционной работы |
Что будет обязательным для всех школ |
Обязательными для применения станут федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах и «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы |
Как будут применять ФОП |
Школы смогут непосредственно применять ФОП или отдельные компоненты ФОП без составления собственных рабочих программ. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП |
Что будет с углубленным обучением |
Школы вправе перераспределить часы в федеральных учебных планах на изучение учебных предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию их углубленного изучения |
Когда школы перейдут на ФОП |
Переход школ на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 года. Школы должны привести ООП в соответствие с ФОП до 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ) |